Пермское сообщество любителей винд- и кайтсерфинга
В ожидании ветра   |   События   |   Места обитания:  Летом  Зимой
События

ЗАМЕТКИ ПЕРМСКОГО СЕРФЕРА

Накипело...

Сегодня слышу вопрос: «Стоит ли мне взять доску 93 литра (вейв)»?, через пол-часа другой приятель звонит: «Все, надоело водоизмещать, беру парус 9,8 квадратов».

Решил описАть собственные соображения, а заодно и ответить на часто задаваемые вопросы, типа:

... опять вы все катаетесь, а я утюгом плаваю...

... почему я иду так медленно, я ведь глиссирую...


... опять меня на ветер разворачивает, наверно доска неправильная... надо менять...

... и т.п.

Каждый из нас насмотрелся красивого видео про чемпионов вейва с головокружительными полетами, фристайлеров с такими трюками, что даже понять, что это было, без медленного повтора сложно, а также про формулистов, которые пролетают как эскадрилья бомбардировщиков.

Но, мы с вами живем в Перми, где нет постоянного и ровного ветра, теплой воды, двухметровых волн... и даже захудалой серф-станции с прокатом.

Итак, с целью экономии денег и здоровья, выкладываю

Заметки пермского серфера.

Выбор снаряжения

Для пермских водоемов, с целью полноценного катания, рекомендую:

- доска 135-150 литров (для начинающих можно до 200). Ширина доски от 65 см. Этот снаряд позволит кататься в ветер от 4 до 12 м/с. При этом средние ветра у нас порядка 6 м/с. Вода прохладная, если не сказать холодная, в середине лета, как правило, не дует. Поэтому основное время для выхода на воду – май-июнь, август-октябрь. Такой литраж даст возможность вам не купаться слишком часто (да и вообще лишний раз в воду не падать), вы сможете доставать парус за старшкот, а не только водным стартом (в пограничный ветер).
Доски меньше 110 литров ТОЛЬКО после получения сознательного опыта в жарких странах типа Египта !!! (или лет через пять болотного серфинга).

- парус 7,5-9,5 (в качестве основного), опять же по причине малых ветров. При этом не плохо бы иметь 6-6,5 (в качестве дополнительного), 5-ку (если она у вас есть) будете доставать раза 3 за сезон. Обращу внимание, что для досок указанного мной размера, как раз и являются оптимальными 6-10 метровые паруса.

- мачта и гик подбираются в соответствии с парусом.

Настройка оборудования

- шарнир.

Есть много рекомендаций, типа шарнир вперед – больше контроль, меньше скорость, назад – больше маневренность, скорость, меньше устойчивость. Обращу внимание, что у разных досок шарнирный колодец находится на разном расстоянии от плавника и петель!!! (можете измерить, ради прикола). Поэтому на досках JP-Australia, я бы поставил шарнир максимально вперед, на Fanatic Shark на 2/3 вперед, на длинных досках (3 метровых) поставил бы в середину или чуть-чуть назад. Пробуйте и экспериментируйте, но имейте в виду что:

а) вывести доску на глиссер и удержать в глиссере при закисании ветра легче при сдвинутом вперед шарнире (доска при этом, за счет MFP, будет идти более плоско, т.е меньше задавлена корма и скорость выше, доска легче. А насчет «врезания в волну», да нет у нас морских прибойных волн.

б) чем меньше расстояние между шарниром и ножными петлями, тем бОльшая вероятность, что вас будет приводить после схода с глиссера (и вы попросту будете останавливаться, еще хуже – падать, накрывшись парусом). При недостатке ветра (в пограничном режиме), вас также будет постоянно приводить, и отрабатывать увал для сохранения прямолинейного движения и разгона для начала глиссирования будет гораздо сложнее.

в) при передозе, ваша доска будет попросту взлетать носом вверх с каждой волны, если шарнир стоит в заднем положении.

- ножные петли.

Петли устанавливать рекомендую ближе к борту, но не в самый боковой ряд закладных, а в предпоследний (в сторону борта) и посередине между передними и задними дырками (надеюсь понятно). Этот вариант самый комфортный с точки зрения использования доски для фрирайда со скоростным уклоном.

а) если петли ближе к центральной осевой линии доски, то доска будет практически всегда загружена весом райдера, что влечет за собой невыход в глиссер в пограничный ветер и сход с глиссера при малейшем провале ветра. И еще, при нормальном положении угла тела относительно воды/паруса, носочки надо тааак вытягивать, как только Цицкаридзе, наверно может, у меня так не получается, ноги просто выворачивает. Т.о. нормальная каталка возможна только в уверенно-правильный ветер (в смысле его силы и постоянства).

б) если петли стоят в самом крайнем ряду к борту, то непросто запихать туда ноги (особенно заднюю, водой сбивает) и некомфортно удержать скоростной режим:
- чуть задавил борт, доска тормозит за счет того, что пятки врезаются в воду;
- ослаб ветер, надо срочно из петель выскакивать, тяжело без нужного ветра висеть только за счет паруса.

Высота установки гика, длина трапеционных шкотов

Наверно каждый начитался, что чем выше гик, тем быстрей. Соглашусь с данным утверждением, но... необходимо учитывать длину трапеционных кончиков, также вид трапеции (поясная или сидячая) да и держать гик на уровне лба в процессе выполнения поворотов не вполне приятно.

Поэтому, я выбираю сидячую трапецию, шкотики 26-28, высота установки гика такая, чтобы в момент полного закисона можно было таки сняться крючком со шкотика, немного привстав на носочки (но не подпрыгивая). При этом на парусе (мачт-кармане) я шариковой ручкой с обеих сторон нарисовал метки для установки гика в момент сборки верхушки на берегу.

- если гик высоко (на уровне глаз), то это, реально, неудобно;

- если гик низко, то передать свой вес на гик-шарнир (пресловутый MFP) непросто, типа - корячиться, приседать, отвисать.

- поэтому мой гик на уровне плеч-подбородка.

Набивка паруса

Часто вижу, как по галсовому углу боятся добить (парус лопнет, мачта сломается), а по шкотовому вытягивают чуть ли не набивалкой...

Правильно набить по галсу и шкотовому углу надо обязательно, не бойтесь, что верхушка провисает, так должно быть!!! (перечитайте инструкцию еще раз), а набивку по шкотовому углу Формулисты свои 12-ти метровые паруса регулируют на ходу (летучкой), может это заставит вас задуматься о «необходимости» натягивать по гику ногами ...

Напоминаю (вы и так это знаете)

- если парус недобит по галсовому углу, то порывы вас будут корячить, правильно набитый парус сбрасывает излишки ветра;

- если парус перебит по шкотовому углу, то он становится листом фанеры с плавающим центром парусности, т.е. не будет стабильности при изменяющейся силе ветра, у вас появится чувство, что трапеционные кончики, то слишком впереди, то слишком сзади.

Установка трапеционных шкотиков (кончиков) ТШ

Нет постоянного места установки ТШ на гике, по мне, так при более сильном ветре, двигаю назад, при более слабом – вперед (изменения в пределах 2-3-х см). Самое главное – чтобы при почти полной нагрузке на трапецию (в конкретный ветер), можешь держать гик двумя пальцами каждой руки.

Глиссирование в пограничный ветер

Ветер бывает и в Перми... но все же это не Египет.

Он у нас рваный, порывистый, то слишком мало, то передоз. При этом, опять же нет возможности каждые 10 минут менять паруса или доски (подстраиваясь под конкретный выжим из-под тучки). Каждый из нас катается (как правило) на одной-единственной доске, и хорошо, если пара парусов при этом присутствует...

Поэтому рассмотрю усредненные условия, т.е. 6-8 м/с с затишьями до 3-4 м/с и порывами до 10-12 м/с.

Разгон, выход на глиссирование

- если ветра достаточно, то вы и так это умеете.

- если ветра не хватает, то не надо стоять на доске и ждать когда тебя подхватит, надо поработать, варианты? только пампинг.

На мой взгляд возможно 3 варианта пампинга, и «Обезьяний» вариант, в частности:

1. Сильная амплитуда. Такой вариант возможен, если вам надо выскочить в трубу с достаточным ветром. Суть его заключается в том, что вы активно, с большой амплитудой, обеими руками делаете рывок парусом на себя (сгибая при этом руки), с одновременным отталкиванием доски от себя и вперед по курсу (разгибая обе ноги). Ноги при этом вне петель, передняя чуть сзади шарнира, задняя между передними петлями, что касаемо относительно осевой линии доски (посередине или ближе к борту), то, это зависит от ширины доски (на узкой – по середине, на широкой между серединой и бортом). Не забывайте вытягивать носочки во время отталкивания доски (так, чтобы вся ступня (равномерно, а не носок или пятка) передавала доске ваш импульс. Таким образом, вы облегчаете доску от своего веса и выдавливаете всю свою мощь (в смысле вес) на гик-парус-мачту-шарнир. Доска при этом проскакивает свою волну (которая образуется под днищем доски и... вроде выскакиваете на глиссер... но...). Имейте в виду, что между рывками вам предстоит снова возвращать свой вес на доску, поскольку, чтобы рвануть в следующий раз, вам надо опять встать на нее, отпустив парус от себя (т.е. выпрямить руки). Этот вариант пампинга возможен, если ветра для глиссирования все-таки хватает точно.

2. Малая амплитуда. Этот вариант, как правило, следует после первого, т.е. движения подобны, но с меньшей амплитудой и более часто, при этом, рывки руками почти прекращаяюся, а основная работа переходит на ноги. Т.е. ноги уже в петлях (наверняка), а крюк трапеции на кончике. Т.о. вы уже вроде глиссируете, но понимаете, что если ваши манипуляции закончить, то вы сойдете с глиссера. При этом давление на доску идет большей частью через трапецию-гик... и лишь периодически через ноги (на процессе отталкивания доски от себя). Указанный вариант надо продолжать, пока не появится полная уверенность, в том, что если вы расслабитесь, то не остановитесь. В случае необходимости (ветер скисает) надо сняться с трапеции (оставив ноги в петлях) и вернуться к процессу «Большая амплитуда».

3. Маятник. Суть заключается в том, что ветра «вроде вот-вот, ну, еще чуть-чуть...», ваш вес уже на трапеции, вытягиваете носочки (вне петель, ноги там же - передняя чуть сзади шарнира, задняя между передними петлями) и начинаете качать парус поочередно передней и задней рукой, раскачивая его вокруг крюка трапеции. При этом снимаете нагрузку с ног, постепенно повисая на трапеции на ветер!!! Таким образом вы можете разогнать доску до глиссирования, и тогда уже аккуратно в петли( т.е. сначала переднюю ногу, продолжаем «маячить» и только потом заднюю).

Еще один вариант разгона – «Обезьяний».

Вне трапеции, вне петель, как только ваша голова уловила усиление ветра (порыв, а может еще нет?), повисаете на гике на прямых руках, присев на ногах (как обезьяна). По сути, эта поза является последней стадией водного старта (типа, кинопленка назад крутанулась). В этом положении, вы оцените, на сколько серьезный порыв пришел, и ... или вернетесь назад (т.е. привстанете), либо, выпрямив ноги, оттолкнете доску ногами от себя-вперед и... выскочите на глиссер. Тогда уже, выпрямленные ноги в петли, крюк трапеции на шкотик и в путь... Не очень эстетично, но эффективно.

Глиссирование

Если на воде два серфера идут одним курсом, автоматически начинается гонка, по себе знаю.

О том, как выжать максимальную скорость, написано очень много, особо повторяться не буду, напомню об основных моментах.

1. Настройка снаряжения, описано выше.

2. Правильная стойка, т.е.

- максимально облегчить доску, значит не стоять на ней, ваш вес должен работать в шарнир. Виндсерфинг представляет собой подобие самолета, одно крыло которого работает по законам аэродинамики (парус) в несколько разряженной среде (воздушная масса), а второе крыло работает по законам гидродинамики (плавник) в несколько-вязкой среде (вода). Если вы давите на доску своим весом, т.е. стоите на ней, то получается эффект полета на одном моторе, который расположен на крыле (быстро не полетит). Итак, повисните на гике (для этого вы и купили трапецию), ногами упритесь в доску под углом, чтобы давление на нее было боковым (вывешивайтесь над водой).

- тело должно быть разумной распоркой между парусом и плавником. Распоркой, так это потому что основная функция быть прямым, а не согнуто пружинным. Ноги прямые (задняя почти всегда, за исключением, только крутого увала), руки слегка согнуты, тело прямое, носочки вытянуты. А разумной эта распорка должна быть, чтобы контролировать процесс полета, и управлять им, правильно распределяя усилия на ноги и руки.

3. Положение паруса должно быть четко зафиксированным, т.е. нижняя шкаторина лежит (практически) на доске по осевой линии. Закрывайте парус.

4. Держите доску максимально плоско, т.е. еще раз, уберите вес с доски, а для большего ускорения приподнимите наветренный борт передней ногой.

5. Перенесите ваш вес на гик через трапецию, т.е. висеть надо не на руках, гик придерживайте пальчиками. При этом плечи вогнуты, грудь впалая, зато спина колесом. Руки расслаблены.

6. Используйте разную силу ветра, порыв даст возможность вырезаться и набрать высоту, чтобы потом, когда подкиснет вы смогли бы слегка увалиться, чтобы не терять общую скорость.

Сравните:





Ошибки:

- ноги согнуты

- доска не разгружена (вес на доске)

- парус открыт

- дыра (между нижней шкаториной и доской) открыта

- задавлен наветренный борт





Ошибки:

- доска не разгружена (стоит на доске) не вывешивается совершенно

- парус открыт

- задавлена корма





Удержание глиссирования при закисонах

Опять же много способов, помните, если этом случае вовремя не напрячься и не поработать, то вы попросту остановитесь, т.е. самое главное сделать все что можно и неможно, чтобы не сойти с глиссирования, например:

- если высоты достаточно, немного уваливайтесь;

- перехватитесь передней рукой за стартшкот (говорят, парус становится более вертикально, что даст дополнительный глоток ветра)

- пампингуйте насколько это возможно.

- садитесь в образ «обезьяны», но ни в коем случае не давите доску ногами до последнего.

Помните, - если остановитесь, то на разгон потребуется много сил и времени!!!

Еще раз напоминаю о безопасности на воде:

- никогда в одиночку не кататься и присматривайте друг за другом;

- спасик обязателен;

- проверяйте снаряжение перед выходом на воду.

Подорога Алексей (RUS 159), 25/08/09. Фото: Guga159

 

© АО "ТелекомПлюс"